Спас-Заулковская

школа-интернат

 

Лаборатория информационных технологий

 

Лаборатория информационных технологий создана при Спас-Заулковской школе-интернате в 1996 году при содействии НИИЯФ МГУ. Активную роль в создании лаборатории, и ее оснащении, сыграл Радченко Владимир Вячеславович – заместитель директора НИИЯФ МГУ. С 1997 года НИИЯФ МГУ аттестует выпускников школы-интерната по информационным технологиям и выдает квалификационные удостоверения.

    Руководителем лаборатории информационных технологий (ЛИНТЕХ) с 1996 года является Кротов Николай Михайлович. ЛИНТЕХ в рамках курса ОИВТ и факультативов осуществляет обучение воспитанников школы-интерната по направлениям:

  • пользователь ЭВМ, основные навыки в среде Windows, Microsoft Office,

  • наладчик ЭВМ,

  • администратор сети Windows,

  • основы программирования.

   Прошедшие квалификационные экзамены в НИИЯФ МГУ получают соответствующие удостоверения.

    Перед школой интернатом стоит сложная социальная задача. Воспитанники школы-интерната – выходцы из неблагополучных семей, или сироты. Необходимостью является обеспечение не только базового школьного образования, но и дополнительного, которое поможет выпускнику легче адаптироваться в социальной среде. Для этого необходимостью является введение в школе-интернате профессионального образования по специальностям, которые пользуются спросом, а также дисциплин необходимых для повышения культурного уровня воспитанников, их медико-психологической реабилитации.

Так как воспитанникам, находящимся в стенах школы-интерната сложно понять, что ждет их за стенами, что ждет их в будущем,  поэтому очень сложно учить тому, что не является необходимостью для него на данный момент. Для нас встал вопрос о поиске таких необходимостей в школе-интернате, которые бы соответствовали основной задаче – профессиональному образованию. Первое что мы ввели, это компьютерная графика, которая привлекла всех тех детей, которые увлечены рисованием. С помощью этого увлечения мы смогли дать им необходимые профессиональные навыки по основным графическим пакетам: COREL DRAW, 3D-STUDIO, Fotoshop и т.д.

     Второе это договоренность с учителями других дисциплин о необходимости компьютерного оформления всех рефератов и т.п. работ. Это позволило мотивировать обучение по профессиональному пакету MS OFFICE. И все это удалось сделать без введения в сетку учебных часов дополнительных дисциплин.

  Третье, это введение в школе-интернате печатного издания. Участие воспитанников в выпуске собственной газеты, позволило дополнительно мотивировать освоение офисной техники и прикладных пакетов-программ.

    Четвертое, это введение в лаборатории информационных технологий должностных ставок, которые могут занять воспитанники школы-интерната. Введены следующие должности: администратор сети, в обязанности которого входит: контроль над правильной эксплуатацией компьютерной и другой офисной техники, осуществление технических работ по обслуживанию этой техники; администратор рабочего места, в обязанности которого входят те же обязанности, что и администратор сети, но для одного рабочего места; секретарь, в обязанности которого входит подготовка текущей документации лаборатории и всей школы-интерната; консультант (эксперт), в обязанности которого входит консультирование по тем программам, которые он освоил и получил квалификационный минимум; главный редактор, в обязанности которого входит редактирование всех начатых изданий и контроль за выпуском; журналист, в обязанности которого входит сбор информации для печатных изданий; художник-оформитель, оформление печатных изданий. Также планируем ввести должности оператора видеосъемки и художника-администратора.

     С целью более профессионального образования в этих перечисленных  специальностях перед нами встали задачи: освоение этих специальностей самим, поиск контактов с профессионалами в этих отраслях, поиск заказов на выпускаемую воспитанниками продукцию. Так воспитанниками подготавливались ряд рекламных проспектов для фирмы, выпускающую металлоконструкции благодаря этому заказу мы смогли получить металлические решетки и двери, так как вопрос офисного оборудования стоял остро. Все вышеперечисленные проблемы стояли и стоят перед нами, педагогами дополнительного  образования.

     Так как далеко не всем воспитанникам школы-интерната даются офисные специальности, мы пытаемся внедрить и обучение по другим специальностям. В данный момент пытаемся с помощью Попечительского Совета решить первый главный вопрос: оснащение технической базы.

Все вышеперечисленные вопросы, которые мы решаем, являются организационными. Но кроме этих вопросов, нами проводится работа по подготовке наглядных учебных пособий, методичек и т.п., которые могли бы быть доступны школьнику.

     Кроме того, такой подход в решении стоящих перед нами задач, позволяет решать целый комплекс проблем. Так нам удалось на раннем этапе выявить наиболее способных воспитанников, стимулировать их творческую активность, использовать их деятельность на создание в коллективе школы-интерната творческой обстановки. Этот механизм позволяет решать задачи психо - реабилитационные. Так как нет более продуктивной техники для реабилитации психики ребенка, как творчество, увлечение.

      Программой предусматривается на занятиях смена ролевого взаимодействия «ПРЕПОДАВАТЕЛЬ - УЧЕНИК» на ролевое взаимодействие «КОНСУЛЬТАНТ « ИССЛЕДОВАТЕЛЬ». Во взаимодействии «ПРЕПОДАВАТЕЛЬ - УЧЕНИК» инициативной функцией наделяется ПРЕПОДАВАТЕЛЬ, он является источником информации и инициатором учебного процесса, а УЧЕНИКУ отводится пассивная функция восприятия. Эта схема очень часто входит в противоречие с информационными законами, и имеет зависимость от профессиональных и личностных качеств преподавателя. При этой схеме ученик чувствует свою неравнозначность, и это может приводить к реакции отторжения информации. Кроме того, при этом присутствует принуждение, что также чаще всего способствует развитию информационной блокады. При ролевом взаимодействии «КОНСУЛЬТАНТ « ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» возникновения этих проблем можно избежать, при условии введения этой схемы на занятиях выходящих за рамки обязательного учебного плана. По этому программой предусматривается основную учебную нагрузку переложить на дополнительные, кружковые занятия. При этом отсутствует принуждение, но требуются механизмы пробуждения и стимулирования творческой деятельности учащихся.

    Эта форма результативна тем, что каждый участник взаимодействия равноценен и в зависимости от возникающей необходимости может исполнять ту или иную роль. Роль взрослого в этой схеме отличается от роли ребенка только тем, что он является организатором процесса, инициативная функция которого со временем переходит в скрытую форму, и авторитет взрослого не затеняет авторитет любого участника процесса. При этом у каждого есть возможность реализации любых творческих устремлений воспитанника, что по своей направленности является реабилитационной методикой, а для школы-интерната это особенно насущно.  Кроме того, при этой схеме каждый воспитанник работает по индивидуальному плану и имеет возможность для более быстрого освоения программы, что решает массу проблем, с которыми сталкивается школа в стандартных условиях.

      В данной схеме реализуется система стимулирования и поощрения деятельности воспитанника. Предусматривается инициация воспитанников, достигших успехов в освоении информационных технологий и  передаче своих навыков другим. Для этого вводятся ранги: ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ, ИССЛЕДОВАТЕЛЬ, СИСТЕМНЫЙ АДМИНИСТРАТОР, ЭКСПЕРТ, АДМИНИСТРАТОР ГРУППЫ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ЭКСПЕРТНОГО СОВЕТА. Для подтверждения ранга воспитанник сдает квалификационные экзамены. Определенный минимум знаний для того или иного ранга разработан  в положении о рангах, в положении о экспертном совете. С положениями воспитанник знакомится с момента первого посещения компьютерного класса. Кроме необходимых теоретических и практических знаний и навыков, соответствующих определенному рангу, вводятся  и сопутствующие навыки, выходящие за рамки курса «Основы информатики и вычислительной техники», например: владение приемами оказания первой помощи, владение приемами гигиены органов зрения и т.п.   

 

 

 

    

   

 

 

 
Hosted by uCoz